Музыкальный мир
Бах, И. С. - Бранденбургский концерт № 2 фа мажор (F-dur)
Слушать онлайн
В 1721 году по заказу маркграфа Бранденбургского Бах написал 6 Бранденбургских концертов, объединивших черты сольного концерта и concerto grosso. Концерты преимущественно трехчастны (исключение составляют первый и третий), в них выдержан контраст между крайними частями и средней. В каждом концерте представлен индивидуальный ансамбль солирующих инструментов, в основной состав входят группа струнных смычковых инструментов и чембало.
Второй концерт F-dur - один из ярких примеров подобных циклических композиций, солирующую группу в котором составляют флейта, гобой, труба и скрипка. Первая часть отличается приподнятым, радостным настроением. Интенсивность развития в ней сочетается с принципом однотемности. После первого появления темы следует долгий процесс развертывания с тональными, мелодико-интонационными, фактурно-полифоническими и тембровыми преобразованиями. Развитие скреплено возвратом темы, подобно рефрену рондо. Часть написана в старинной концертной форме, типичной для быстрых частей инструментальных барочных концертов.
Танцевальность присуща и третьей части - финалу, представляющему собой фугу. Звонко и празднично проводит тему труба clarinо. Полифоническое мастерство Баха, проявившееся ранее в первой части, находит продолжение в преобразованиях темы финальной фуги.
Вторая часть, написанная в тональности d-moll, отличается камерностью: она невелика по масштабам и исполняется группой солирующих инструментов, в которой отсутствует труба (ее исчезновение обусловлено выдерживающимся на протяжении части аффектом скорби). Прозрачное звучание ансамбля солистов, постепенно включающихся в процесс мелодического развертывания, объединено с партией basso continuo, порученной виолончели и чембало и характеризующейся ритмической остинатностью. Тематический материал, в котором слышны интонации lamento, развивается непрерывно, на основе тончайшего полифонического плетения голосов.