Музыкальный мир
Бах, И. С. - произведения для органа
 • Прелюдии и фуги (например, "Прелюдия и фуга а-moll")
• Фантазии и фуги (например, "Фантазия и фуга g-moll")
 • Токкаты и фуги (например, знаменитая "Токката и фуга d-moll", ВWV 565)
 • Пассакалья и фуга с-moll, ВWV 582
 • Трио-сонаты и трио
 • Органная тетрадь (46 хоральных прелюдий BWV 599-644)
 • Органная месса (из «Упражнений для клавира», 3-я часть)
 • Отдельные фуги, фантазии, прелюдии, хоральные партиты
 • Хоралы и хоральные прелюдии
Органное творчество
Органная музыка в Германии ко времени
Баха обладала уже давно сложившимися национальными традициями.
Опыт целой плеяды выдающихся мастеров органного искусства служил
опорой начинающему композитору. Пахельбель, Бём, Рейнкен, Букстехуде
были представителями старшего поколения и близкими
предшественниками Иоганна Себастьяна. С некоторыми из них Бах лично
общался и в живом звучании воспринимал национальное своеобразие
немецкой органной музыки. Каждый из названных мастеров по-своему
влиял на юного музыканта, от каждого он сумел взять то, что было в нем
индивидуально-ценного, и обобщить в новом качестве и содержании
своего творчества.
Пахельбель - учитель старшего брата
Иоганна Себастьяна - был автором множества хоралов. Близость к
народной песне, чистота и строгость стиля, продуманные и
выразительные приемы фугированной обработки хоральных мелодий -
сильные стороны творчества Пахельбеля, не свободного вместе с тем от
некоторой сухости и умозрительности. Бах был взращен на хоралах
Пахельбеля, и некоторые его юношеские сочинения написаны в
фугированной манере Пахельбеля. Однако самое сильное и
непосредственное влияние на Баха оказал Букстехуде - музыкант с
сильным оригинальным талантом, Яркий драматизм его свободных
композиции - фантазий, токкат, удачное сочетание смелой поэтической
мысли с умелой разработкой органных форм, тяготение к
монументальности стиля - все эти черты предвещают органный стиль
самого Иоганна Себастьяна.
Орган - это стихия баховского
творчества. Здесь его гений развернулся со всем своем великолепии и
необъятности. Орган для Баха был своего рода оркестром, который
способен был выдержать грандиозный размах баховских импровизаций и
передать высокую поэзию его лирики.
В эпоху Баха орган был инструментом,
посредством которого композитор мог довести до широкой аудитории
свои мысли и эмоции, - отсюда концертность органного стиля,
укрупненные линии, театрально-приподнятый драматизм образов,
виртуозность.
Произведения для органа подобны
фрескам в живописи: все в них дано крупным планом; предельна патетика
музыкальных образов в импровизационных формах - в прелюдиях,
фантазиях, токкатах; необычайной мощи развитие и виртуозность в
фугах.
Органные фуги Баха во много раз
больше, объемнее его же клавирных фуг. Расширенным размерам тем
соответствует разросшаяся композиция всей фуги. Развертывание
материала можно представить в виде наслоения больших пластов
музыки, что отнюдь не исключает непрерывности движения и внутреннего
роста музыкального образа. Напротив, развитие протекает с все
возрастающей активностью. Момент кульминации, завершая одну фазу
развития, служит началом следующей, еще более высокой и
напряженной. По мере приближения к конечному этапу эмоциональный
подъем усиливается, достигал в заключительных построениях вершинной
силы.
Так впервые в крупных формах
инструментальной полифонической музыки проявились закономерности
подлинно симфонического развития.
Вокруг двух основных видов органных
сочинений сосредоточены интересы Баха; это как бы два полюса его
органного творчества: один - большие музыкальные циклы, состоящие из
прелюдий, фантазий, токкат с фугами; другой - одночастные хоральные
прелюдии.
Хоральные органные прелюдии в
большинстве написаны в камерном плане; в них с большой
непосредственностью и вместе с тем самоуглубленностью раскрывает
Бах мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. В этом камерном жанре баховской органной музыки явно
преобладание лирических образов; тем не менее и здесь есть прелюдии,
насыщенные суровым героизмом и воинственным пылом народных
движений Реформации, есть и такие, от которых веет чистотой и
неомраченной радостью.
Музыкальную основу органных миниатюр
составляют мелодии протестантских хоралов. Связанные в своих истоках
с народным песнетворчеством, хоральные мелодии были для Баха
постоянным импульсом поэтического вдохновения.
Произведения для органа Иоганн
Себастьян Бах писал во все периоды своей творческой жизни, но
наиболее совершенные были созданы в Веймаре. В числе этих шедевров
- Прелюдия и фуга ля минор, Токката и фуга ре минор и многие другие
сочинения.