Музыкальный мир
Свиридов, Г. В. - цикл песен «У меня отец — крестьянин»
|
В 1955 году в мир творчества композитора входит С. Есенин. Стихи поэта крепко приковали к себе Свиридова. В течение двух лет он работает только над его текстами. Есенинский «пласт» музыки Свиридова — явление исключительное: здесь-то и происходит подлинное рождение музыкального Есенина.
За два года возникает «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и симфонического оркестра, два романса и цикл песен «У меня отец — крестьянин».
Сочинения эти являются новым прочтением стихов Есенина. В свое время, при жизни поэта, да и в первые годы после его гибели в творчестве Есенина обычно акцентировалась любовная лирика, поэзия сельской жизни и среднерусских пейзажей да жгучая тоска поэта по уходящей в прошлое старой деревне. Такой и осталась в памяти поколения 20-х, отчасти 30-х годов поэзия Есенина в последующие годы, почти полного его забвения. Композитор в своем прочтении подчеркивает другую тему, о которой в свое время не раз говорил и сам поэт. Это тема высокой гражданственности, тема Родины и родного народа русского, глубокой и страстной любви поэта к ним.
Мысль эта является главной в «Поэме памяти Сергея Есенина», завершенной в 1956 году, и в созданном тогда же цикле песен «У меня отец — крестьянин» для двух солистов — тенора и баритона — с фортепиано.
В семи песнях цикла «У меня отец — крестьянин» наряду с основной есенинской темой — глубокой, до боли в сердце, любовью к Родине — сильнее, индивидуализированнее, в соответствии с камерным жанром выражены лирические мотивы. В трех первых номерах запечатлены образы русской природы, в трех последующих — эпизоды крестьянской жизни, молодого разудалого веселья, гуляний, песен и плясок под ливенскую гармонь. Заключение — «Есть одна хорошая песня у соловушки» — представляет собою слово поэта, его исповедь, мысли о минувшей молодости, прощание с нею.
Ясная структура цикла, обусловленная содержанием избранных стихотворении, подчеркнута композитором также и в выборе исполнительских средств. Первые песни — сольные (две для тенора, третья — для баритона). Деревенские гулянья воспроизводятся вокальными дуэтами, между которыми, как средняя часть, «Песня про тальянку» — соло баритона. А заключительный номер, как и начало цикла,— для тенора.
Русский народный характер впервые отчетливо проявился у Свиридова в «Слободской лирике». С Есениным же в его музыку входит крестьянское русское начало, выраженное композитором во всем своеобразии и естественности. Причем, как всегда, без единого фольклорного заимствования и без стилизации. Лишь во второй группе песен — «Рекрута», «Песня про тальянку», «Вечером» — используется жанровое своеобразие разудалой и лихой солдатской песни, лирической и веселой, задорной частушки («прибаски»).
Думается, что к этому циклу тянутся нити и от первого вокального опуса композитора — пушкинского. Быть может, сказалась известная общность образного содержания первой песни есенинского цикла — «Сани» и зимних пейзажей пушкинской лирики («Зимний вечер», особенно «Зимняя дорога»).
Песня «Сани» вводит в цикл. Это — возвращение. Радостная и взволнованная встреча поэта после многих лет разлуки с родными местами:
Неприглядная дорога, |
В музыке запечатлены неоглядные дали заснеженных полей, быстрый бег, скольжение саней, звон «разливных бубенцов». Это лирический пейзаж Родины — России: