Музыкальный мир
Свиридов, Г. В. - шесть песен на стихи А. Прокофьева
Избранные композитором шесть стихотворений А. Прокофьева — лирика особого рода. «Действующие лица» здесь — обыкновенные русские девчонки и парни из деревень и пригородов. Темы любви, разлуки, ревности, мечты о счастье развиваются сюжетно в тесной связи с песнями, плясками, свирельными наигрышами, игрою гармониста, с типичными образами народного искусства, а также и с картинами вольной русской природы.
Особенности поэзии Прокофьева определили жанровое своеобразие музыкального языка произведений Свиридова. И не случайно автор называет их не романсами, а песнями. Некоторые из них созданы в виде живых сцен, с точно схваченными и лаконично запечатленными в музыке образама-характерами. Музыкальный язык песен не только народен в глубоком смысле слова, но и весьма оригинален, современен. Здесь нет давно знакомых традиционных народно-песенных попевок. Композитор использует новую песенно-интонационную выразительность наших дней. В народном характере разработаны ладово-гармонические средства песен.
Значительная роль принадлежит в песнях фортепианной партии.
Она имеет большое значение в создании эмоциональной характеристики песен, «рисует» пейзажи, воспроизводит звучание народных инструментов:
Из песен на слова А. Прокофьева репертуарной стала только одна — «Ой, снова я сердцем широким бедую», да и то значительно позднее.
( При создании же и первой публикации прокофьевских песен они не привлекли должного внимания. В 1958 году сборник песен с добавлением сочиненной позже «Услышь меня, хорошая» на стихи М. Исаковского был переиздан. Композитор дал ему очень точное название: «Слободская лирика».)