Музыкальный мир
Свиридов, Г. В. - вокальный цикл из шести романсов на слова Пушкина
Вокальный цикл из шести романсов на слова Пушкина Свиридов создал в конце 1935 года. Это была не просто большая удача учащегося последнего курса музыкального техникума. Пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Впервые ясно, с большой определенностью обнаружились в них особенности композиторской индивидуальности Свиридова.
Выбор стихотворений, составивших первый вокальный опус, весьма примечателен. Это лирика философского характера, стихи-размышления, почти в каждом из которых звучат гражданские мотивы. Значительная роль принадлежит также образам природы, русскому пейзажу. Чисто лирическая тема появляется лишь в двух последних стихотворениях цикла.
Расположение романсов, их последовательность выявляет общую направленность всего цикла, развития его главной темы — темы одиночества, разлуки с друзьями, тяжелых предчувствий поэта.
Первый — «Роняет лес багряный свой убор» — монолог, связанный с осенним пейзажем, воплощает томительное одиночество, печальные раздумья. Три последующих — «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер» — посвящены той же теме, но выдержаны в колорите сумрачных, холодных красок зимнего пейзажа. В пятом романсе — «Предчувствие» («Снова тучи надо мною»), с его сосредоточенным суровым характером, впервые возникает женский образ, и хотя это прощание с любимой, все же здесь мелькает неожиданный огонек надежды, рождаются
былые весенние чувства. А последний — «Подъезжая под Ижоры» — переводит из грустного круга печальных и сосредоточенных раздумий в мир деятельный, жизнерадостный, искрящийся юмором и молодым весельем. Господствующие в цикле минорные тональности и главная из них, до-диез минор, в которой звучал первый и предпоследний номер, неожиданно сменяются в конце светлым, лучезарным до
мажором, завершающим цикл:
Способность глубоко и тонко почувствовать стихотворный текст, по-своему, но в полном соответствии с его характером и стилем воплотить в музыке, в форме удивительно ясной, простой и лаконичной — вот что характеризует уже первый вокальный цикл Свиридова и что стало важной особенностью творчества композитора.
Здесь и на редкость бережное отношение к слову, создание мелодии декламационного типа, усиливающей, порой углубляющей его выразительность. При этом автор сохраняет и чисто музыкальную прелесть тематизма, и определенную свободу его развитии. Таков, например, первый монолог, с его элегическим содержанием — «Роняет лес багряный свой убор»,— монолог об одиночестве и разлуке, исполненный печали суровой и мужественной:
В полном соответствии с характером и содержанием поэтического текста создает композитор романсы иного, песенного типа, как, например, «Зимняя дорога». Прекрасные стихи Пушкина не поглощает разлив песенной мелодии, которая является здесь главным средством выразительности. Как и в других произведениях этого цикла, существенная роль в раскрытии текста, в создании образа принадлежит также и партии фортепиано. Простые гармонические фигурации шестнадцатыми в стремительно-быстром движении, исполняемые чуть слышным звуком — рianissimo в сочетании с басовым голосом, ведущим мелодию легким stассаtо, создают необходимый звуковой колорит, воплощают образы и настроение пушкинского стихотворения. Без конкретной изобразительности простая и традиционная, «обыкновенная» фактура фортепианной партии передает вместе с поющим голосом основной обобщенный образ текста, его поэтическую атмосферу:
Шесть романсов на стихи Пушкина еще в пору их рождения стали репертуарными, а автор их, 20-летний Свиридов, получил известность.
Романсы эти быстро приобрели популярность, обратили на себя внимание певцов.