Музыкальный мир
Свиридов, Г. В. - цикл "Страна отцов"
Поэзия одного из талантливейших поэтов, классика армянской литературы А. Исаакяна входит в жизнь Свиридова в 1949 году.
Главной темой творчества А. Исаакяна, наряду с лирикой, является тема историческая, тема трудной судьбы Армении. Лирические стихи поэта давно уже сроднились с музыкой. Свиридов тоже первоначально обратился к ним — романсы «Страдания любви» и «Черный взор». Третье же произведение 1949 года — «Изгнанник» — свидетельствует об интересе композитора к другой теме поэзии Исаакяна, которая еще не претворялась композиторами. Это дума о Родине человека, разлученного с нею, воображение которого рисует вечер в родном доме, образ матери, качающей колыбель ребенка и шепчущей молитву: «...Пусть поможет господь тебе, мой бедный изгнанник, мой сын». На редкость прост и вместе своеобразен стиль печально-суровой песни-монолога. От него прямой путь к «Стране отцов» на стихи А. Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов.
Цикл «Страна отцов» предназначен для исполнения двумя мужскими голосами — тенором и басом в сопровождении фортепиано. Три номера являются дуэтами. Свиридов называет этот цикл поэмой, подчеркивая цельность произведения. Название поэмы (первоначально озаглавленной «Моя родина») отражает главную тему произведения. Поэма обрамляется прологом и эпилогом торжественного, величественного характера, прославляющими Родину, ее прошлое и настоящее. Девять номеров, заключенных между крайними частями, содержат развитие темы. В них рисуются картины Родины, создаются образы родного народа, воплощаются важнейшие моменты его истории. Причем все они даны обобщенно, без излишней образной детализации. Здесь картины жизни родного народа и природы Армении: образ путника среди родимых гор («Далекий путь»), землепашца, тяжелым трудом добывающего хлеб («Песнь о хлебе»), и образ любимой («Был у меня баштан»). Далее — рассказ о тяжких испытаниях народа, скитания вдали от Родины, горькое чувство тоски по ней («Долина Сално», «Черный орел», «Моей матери»). Следующие номера посвящены возвращению изгнанника в свой дом, радости и счастью свидания с отчизной («Дым отечества»), грозной битве за свободу и погибшим в этой битве («Бранный клич», «Сестре»).
«Страна отцов» — произведение лирико-эпическое. Сосредоточенно и сурово повествуется о минувших днях истории народа. Мерность рассказа прерывается порою взрывами высокого драматизма. Музыка этого цикла выходит за пределы камерности и тяготеет к вокально-симфонической сфере, что проявляется как в
трактовке фортепианной партии, так и партий двух солистов. Таким образом в цикле пролагаются пути к дальнейшему творчеству Свиридова.
Образы Кавказа давно уже вошли в историю русской музыки, стали ее неотъемлемой частью, начиная еще с 20-х годов XIX века. Многократно и по-разному воспевали Кавказ почти все представители русской классической музыки. В наши дни интерес к Востоку заметно возрос. Свиридовская поэма таким образом была вполне в традициях русской советской музыки и, казалось, не представляла собою чего-то необычного. На деле же произведение это очень своеобразное. По-своему, не в духе привычного ориентализма подходит композитор к созданию национального характера. Здесь почти исключается то, что так привлекательно для музыки,— своеобразие музыкального колорита. Пытливо и настойчиво стремится автор постигнуть и передать народный армянский характер в его исконных чертах, воссоздать не то, что лежит на поверхности, а подспудное, сокровенное, коренное.
Композитор выполнил эту задачу превосходно. Музыка поэмы сильна и правдива. Колорит ее суров и мужествен. Средства выразительности предельно просты. Изложение лаконично. Есть в этой музыке даже известный аскетизм. Подчеркиваются и выделяются только основные, главные образы и эмоциональные нюансы текста, только его суть.
«Страна отцов» — одно из выдающихся произведений советской музыки.