Музыкальный мир
Свиридов, Г. В. - цикл «Курские песни»
Слушать онлайн.
Творческий путь Свиридова 50—60-х годов логичен и закономерен. От «Декабристов» и «Поэмы памяти Сергея Есенина» через «Патетическую ораторию» путь этот пролегает по русской почве и идет к «Курским песням», тематизм которых, тексты и образы почерпнуты из вечного, животворящего источника народного искусства. «Курские песни» для смешанного хора и симфонического оркестра были завершены автором в 1963 году.
Задумано же произведение было ещё в конце 50-х годов. Толчком к его созданию явился вышедший в 1957 году сборник «Народные песни Курской области». Внимание композитора он привлек не только своеобразием материала, но и тем, что песни эти были ему близки и дороги как песни его родной Курской земли. Они воскрешали атмосферу его детства и отрочества.
«Курские песни» — семичастный цикл, исполняемый без перерывов, отчетливо тяготеющий к поэмности. Цикл объединяется темой женской доли, нелегкой судьбы русской крестьянки в дореволюционной России. Две первые песни («Зеленый дубок», «Ты воспой, воспой, жавороночек») воплощают пору девичества, мечты о счастье. «В городе звоны звонят» — обряд благословения. «Ох, горе, горе лебедоньку моему» — нежная и печальная песня о замужней дочери:
Да теперь тебе, да моя доня, да не гулять,
Да теперь тебе, да малую детину колыхать.
В пятой песне «Да купил Ванька себе косу для свово покосу» осуществляется драматургический перелом. Это семейная драма — неверность мужа, горе жены, поддержка ее людьми, осуждение неверности народом. «Соловей мой смутный» — печальное раздумье о женской доле в чужой семье. В последней песне «За речкою за быстрою четыре двора» горе как бы растворяется в общем удалом народном веселье.
В «Курских песнях» композитор впервые использует фольклорный материал, не считая ранних обработок народных мелодий. Обработки композитором народных мелодий поражают необычностью и своеобразием. Свиридов применяет ту же манеру, тот же метод, который знаком уже по его обращению с поэтическими текстами: глубочайшее вживание в самую сущность русского народного творчества, бережное отношение к материалу, сохранение его основ и вместе с тем — свобода его трактовки, усиление, естественное доразвитие его своеобразных особенностей. Поэтому «Курские песни» — произведение глубоко индивидуального стиля, «свиридовского» характера.
Созданием «Курских песен» композитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству. (Вслед за «Курскими песнями» Свиридова в советской музыке возникают другие сочинения такого рода в различных жанрах: «Русская тетрадь» В. Гаврилина для голоса с фортепиано, «Песни вольницы», Фортепианная соната и опера «Виринея» С. Слонимского, в которых различно и по-новому используются народно-песенные богатства.)