Музыкальный мир
Свиридов, Г. В. - «Песни на слова Р. Бёрнса в переводе С. Маршака»
Cочинение Свиридова в жанре камерной вокальной музыки — «Песни на слова Р. Бёрнса в переводе С. Маршака», создано в 1955 году. (Созданию этого произведения предшествовал небольшой период, когда внимание автора было поглощено сначала театральной музыкой — опереттой, музыкой к драматическим спектаклям и кинофильмам, а затем — ораторией «Декабристы».)
Интерес к великому шотландцу возник у Свиридова значительно раньше. Первая его бёрнсовская песня «В полях под снегом и дождем» была создана еще в годы войны (1944). Теперь, в середине 50-х годов, в связи с выходом в свет прекрасных переводов С. Маршака, интерес этот усиливается. И не только у Свиридова. В те же годы другие композиторы — В. Волков, Ю. Левитин, Б. Клюзнер, А. Пригожий, В. Шебалин — тоже обращаются к поэзии Р. Бёрнса.
Песни Свиридова появились на свет сразу после его знакомства с томиком стихов Р. Бёрнса в переводах С. Маршака. Просто, легко и быстро, почти импровизационно была создана первая из них — «Честная бедность», ставшая заключительным номером всего цикла. А затем менее чем за месяц возникли и остальные — еще восемь песен. Автор не дает им, общего объединяющего подзаголовка. Просто — песни. Но признаки единства, композиционной цельности в них выступают вполне отчетливо. Поэтому оправданно называть эти песни вокальным циклом. Здесь налицо ясная определенность избранного композитором мира образов. Герой песен — простой человек — крестьянин, пастух, человек «от земли», наделенный высокими моральными качествами. Он честен, прямодушен, смел и мужествен. Он видит социальную несправедливость, ощущает ее на собственном горьком опыте, но верит:
Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.
.............................
Что будет день,
Когда кругом
Все люди будут братья!
Главные персонажи песен молоды. Это веселый парень Робин и солдат Вилли, возвращающийся с войны, «счастливый и свободный»; это неугомонный Финдлей, живой, «славный горский парень». Есть в этом цикле и другой герой, представляющий старшее поколение. Он не действующий, а размышляющий. Он вспоминает свою весну, беседует со старым другом Джоном Андерсоном. Соседство в песнях Свиридова этих двух столь разных героев вводит в цикл тему большого философского звучания, тему вечной смены жизни и смерти.
А рядом с нею, но первым планом, раскрывается мысль о трудовом народе, «о честной бедности», о тех, кто живет «в труде и нужде», кто «укрывается тряпьем». Столь важная для Бёрнса гражданская тема у композитора приобретает еще более сильное звучание. Она пронизывает собою все песни, играет объединяющую роль, подчеркивая целостность песенного цикла.
Этому же служит и композиция, расположение песен, их последовательность. От образов увядания и старости («Осень», «Джон Андерсон») автор ведет слушателя к «погожим дням», к молодости, любви («Возвращение солдата», «Робин», «Горский парень», «Финдлей», «Прощай»). В трех первых из этих песен вместе с тем есть мотивы обличения социальной несправедливости. В полный голос звучат они в «Застольной» и «Честной бедности». Завершающая цикл, эта песня является гимном грядущему братству и справедливости. Так — ясно, отчетливо, в логическом развитии представлено композитором идейно-тематическое содержание цикла.
Музыка бёрнсовских песен отличается замечательным стилистическим единством. Здесь, как, впрочем, всегда у Свиридова,— предельная простота музыкальных средств при редкой выразительности, точности и яркости художественных образов. Вокальным мелодиям свойственна безыскуственная и ясная песенность. Музыке придан национальный шотландский оттенок. Соответственно с поэтическими образами нередко используются жанровые особенности народной музыки (танцевальные,жанры и особенно марш).
Так, музыкальные портреты простых шотландских парней, смелых, честных, жизнелюбивых, прямодушных, созданы с применением в той или иной мере маршевой ритмики, широких размашистых интонаций мелодии, основанной преимущественно на устойчивых аккордовых звуках. Это придает музыкальному образу в целом особую определенность, выражает силу и твердость изображаемых характеров: «легче солнце двинуть вспять, чем тебя поколебать, славный горский парень». Таков уже первый музыкально-характеристический портрет цикла — «Возвращение солдата»:
Хотя все произведения названы песнями, они не однородны по своим жанровым особенностям. Композитор чутко охватывает своеобразие жанровых нюансов поэтических текстов и воспроизводит их в музыке. Наряду с песнями («Прощай», «Осень») здесь имеются песни-монологи («Джон Андерсон»), песни-сцены («Фипдлей», «Возвращение солдата»), застольная песня-сцена («Всю землю мглой обволокло»), песни-портреты («Робин», «Горский парень»).
Остро чувствует автор сценические возможности, заключенные в тексте. И мастерски воспроизводит их в музыке. Поэтому именно у Свиридова получает блестящее развитие та особенность русской камерной вокальной музыки, которую называют драматизацией жанра. Начало ее положено А. Даргомыжским. Богато выявил ее в своем камерном вокальном творчестве М. Мусоргский, который глубоко чтим Свиридовым и является одной из его сильнейших музыкальных привязанностей.
Проблема национального колорита музыки, как и в «Стране отцов», не является для композитора главной, хотя он и не уклоняется от ее решения. Претворяет ее Свиридов не в фольклорном,
этнографическом, а в собственном индивидуальном понимании, близком образам, созданным классической музыкой, в частности Бетховеном в его «Шотландских песнях». Это придает циклу Свиридова определенное своеобразие и прелесть. Как армянская поэзия Исаакяна, так и шотландская — Бёрнса прочитана русским советским музыкантом прежде всего с позиций интереса к человеку-труженику, простому крестьянину, носителю исконных черт национального характера — прекрасных, высоких и вечных.