Музыкальный мир
Бах, И. С. - произведения для солистов, хора и оркестра
• Страсти по Матфею, ВWV 244
• Страсти по Иоанну, ВWV 245
• Рождественская оратория, ВWV 248
• Высокая месса h-mоll, ВWV 232
• Духовные кантаты (два полных годовых цикла), например:
Ein feste Burg ist unser Gott (Господь - моя твердыня) BWV 80
Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 140
Herz und Mund und Tat und Leben, BWV 147
Reformationskantate, BWV 80
• Светские кантаты, в том числе:
Свадебная кантата, BWV 202
Охотничья кантата, BWV 208
Кофейная кантата, BWV 211
Крестьянская кантата, BWV 212
• 6 мотетов, BWV 225-230
• Магнификат, BWV 243
• Духовные песни и арии, хоралы, мессы
Вокальное творчество
С первых лет музыкальной служебной деятельности Баху приходилось писать вокальную музыку. Самые ранние из дошедших до нас кантат - «Пасхальная» и «Выборная» - относятся ко времени пребывания композитора в Арнштадте и Мюльхаузене. Отдельные вокальные произведения появились в Веймаре и Кётене; однако вплотную Бах приступил к работе над этой сравнительно мало затронутой им областью только в Лейпциге. В годы пребывания в Лейпциге композитор находился в состоянии наибольшего творческого подъема, достиг полной духовной зрелости и высшего мастерства. Именно поэтому как художник он смог в вокальной музыке высказаться с предельной глубиной, как бы заново раскрыть множество граней своего необъятного дарования.
Подавляющее большинство вокальных сочинений Баха написано на духовные темы; это объясняется его положением церковного музыканта, службой в качестве кантора школы св. Фомы. Есть у Баха и светские произведения, написанные по случаю. Среди немногочисленных светских кантат широко известны «Крестьянская», «Кофейная». Их привлекательность - в юморе и наивной простоте народных мелодий («Крестьянская кантата»), в злободневности темы и сатиричности ее освещения («Кофейная кантата»).
Жанры духовной вокальной музыки в Германии разрабатывались до Баха несколькими поколениями музыкантов.
Первым среди немецких композиторов Генрих Шютц усвоил гомофонный оперный стиль. В равной мере он владел сложным искусством хоровой полифонии, воспринятым от итальянских учителей. В формы культовой немецкой музыки Шютц вводил новые жанры и новые приемы письма, сложившиеся в итальянской опере, оратории, кантате.
Перенимая различные виды оперных арий, типы речитативов, виртуозный вокальный стиль, Генрих Шютц заменяет принятую в протестантской музыке псалмодию (псалмодия - монотонное бестактовое чтение слов нараспев) речитативом, вводит оркестр, многохорный состав, чем достигает необычного для культовой немецкой музыки эффекта. Постепенно, подчиняясь новым веяниям и влиянию оперы, протестантское искусство вбирает в себя концертный стиль и драматизированные формы передачи библейских и евангельских текстов. В своем вокальном творчестве Бах опирался не только на сложившиеся к этому времени в Германии формы концертной духовной музыки; он умел чувствовать суровую красоту старинного протестантского хорового пения, постичь глубокий внутренний смысл хоральных мелодий, издревле бытующих в народе. Все живое и прекрасное, что хранилось в вокальном искусстве далекого прошлого, что было обогащено «открытиями» нового времени, сделалось достоянием композитора, служило для него средством выражения величественных замыслов.
Зрелые вокальные сочинения Баха - это синтез всего лучшего, что было достигнуто музыкальным искусством предшествующих времен.
«Страсти по Матфею» и си-минорная месса венчают творчество Иоганна Себастьяна Баха. В них он предстал как совершеннейший мастер, как художник, который в творениях бесконечной красоты и величия обобщил весь свой богатейший композиторский опыт.
Масштабы этих произведений эпически грандиозны. Для них понадобились соответствующие мощные исполнительские составы: в «Страстях по Матфею» участвуют три хора (третий - хор мальчиков), два оркестра, два органа, солисты - вокалисты и инструменталисты. В мессе к струнной группе оркестра и деревянным духовым присоединяются медные инструменты и литавры.
С гениальной мудростью, расчетом и разнообразием использует Бах предоставляемые этими средствами возможности. То он противопоставляет один оркестрово-хоровой состав другому, то вводит весь звуковой массив, то разрежает его до прозрачно-камерного интимного звучания.
Несмотря на близость содержания, очевидную общность музыкально-стилистических приемов, оба произведения - «Страсти по Матфею» и месса си минор - по концепции и композиционным принципам весьма различны.