Музыкальный мир
Бах, И. С. - «Высокая месса» h-mоll, ВWV 232
Слушать онлайн
Структура Мессы h-moll I. Kyrie 1. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. 2. Christe eleison (Христос, помилуй). Duet. 3. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. II. Gloria 1. Gloria in excelsis Deo (Слава в Вышних Богу), Et in terra pax (И на земле мир). Chorus. 2. Laudamus te (Хвалим Тебя). Aria. 3. Gratias agimus tibi (Благодарим Тебя). Chorus. 4. Domine Deus (Господи Боже). Duet. 5. Qui tollis peccata mundi (Взявший грехи мира). Chorus. 6. Qui sedes ad dexteram Patris (Сидящий одесную Отца). Aria. 7. Quoniam tu solus sanctus (Ибо Ты Один Свят). Aria. 8. Cum Sancto Spiritu (Со Духом Святым). Chorus. III. Credo 1. Credo in unum Deum (Верую во Единого Бога). Chorus. 2. Patrem omnipotentem (Отца Вседержителя). Chorus. 3. Et in unum Dominum (И во Единого Господа). Duet. 4. Et incarnatus est (И воплотившегося). Chorus. 5. Crucifixus (Распятого). Chorus. 6. Et resurrexit (И воскресшего). Chorus. 7. Et in Spiritum Sanctum Dominum (И в Духа Святаго). Aria. 8. Confiteor unum baptisma (Исповедую едино крещение). Chorus. 9. Et exspecto resurrectionem - Чаю (воскресения мертвых). Chorus. IV. Sanctus 1. Sanctus (Свят Господь Саваоф). Chorus. 2. Osanna in excelsis (Осанна в Вышних). Double chorus. 3. Benedictus (Благословен). Aria. 4. Osanna in excelsis (da capo)- Осанна в Вышних (окончание). Chorus. V. Agnus Dei 1. Agnus Dei (Агнец Божий). Aria. 2. Dona nobis pacem (Даруй нам мир). Chorus.
Месса - цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Песнопения были строго узаконены, распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»), 2. «Gloria» («Слава»), 3. «Credo» («Верую»), 4. «Sanctus» («Свят»), 5. «Benedictus» («Благословен»), 6. «Agnus Dei» («Агнец божий»).
Над мессой Бах работал в течение нескольких лет - с 1733 по 1738 год. Месса си минор - одно из самых величественных творений мировой музыкальной культуры. Грандиозен замысел этого произведения, необычайно серьезна и глубока мысль в его музыкально-поэтических образах. Ни в одном из самых великолепных сочинений не достигает Бах такой мудрости философских обобщений и такой эмоциональной силы, как в мессе.
С редкой художественной, свободой Бах раздвигает установленные для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров, доводит их общее количество до двадцати четырех (пятнадцать хоров, шесть арий, три дуэта).
В мессе Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, и все же безоговорочно причислить си-минорную мессу к произведениям церковным невозможно. Практически это подтверждается тем, что, не только при жизни Баха, но и в последующие времена си-минорная месса во время богослужения, не исполнялась. Этого не допускали большая сложность и значительность содержания, гигантские размеры и технические трудности, которые не под силу одолеть рядовому певцу и среднему церковному хору. Си-минорная месса - сочинение концертного плана, нуждающееся в профессиональном исполнительском мастерстве.
Несмотря на то, что в основе каждого музыкального номера лежит молитвенный текст, Бах не ставил своей целью детального воплощения слов молитвы. Короткие фразы, отдельно возглашаемые слова рождали в его творческом воображении целый комплекс ассоциативных представлений и художественных связей, сильных чувств и не поддающихся фиксации ощущений. Музыкой раскрывает Бах внутреннее богатство поэтических образов, беспредельность оттенков человеческих чувств. Двух слов: «Kyrie eleison» - Баху достаточно, чтобы сотворить грандиозную, пятиголосную фугу.
На протяжении всей первой части, состоящей из трех самостоятельных номеров (пятиголосный хор № 1, дуэт № 2, четырехголосный хор № 3), произносится четыре слова: «Kyrie eleison», «Christe eleison».
Для Баха месса оказалась тем жанром, который в современных ему условиях был наиболее пригоден для развития больших идей и философских углубленных образов.
Необъятным кажется в мессе мир человеческих помыслов, стремлений. С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.
И те, и другие раскрыты во всем многообразии психологических нюансов: в трагической патетике и мрачной сосредоточенности первого и второго хоров «Kyrie eleison» (см, примеры 75, 76), в мягкой грусти «Qui tollis» («Ты, принявший на себя грехи мира») или в скорбных стенаниях «Crucifixus» (см. примеры 77, 78), в светлой печали арии «Agnus Dei» (см. пример 79); порывы радости, стремление к жизни в победных и торжественных, исполненных восторга и воодушевления хорах «Gloria», «Et ressurexit», «Sanctus» (см. пример 82) или в идиллической, пасторальной арии «Et in spiritum sanctum».
Конструктивно месса си минор представляет собой серию замкнутых отдельных номеров. В большинстве из них происходит сложное развитие одного музыкального образа, вмещающего целый комплекс чувств и помыслов. Структурная завершенность и самостоятельность каждого хора, арии или дуэта сочетается с целостностью и монолитностью всей композиции. Основной драматургический принцип мессы - контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется. Противопоставляются не только большие части мессы, как «Kyrie eleison» и «Gloria», «Credo» и «Sanctus»; не менее резкие, подчас потрясающие контрасты наблюдаются внутри этих частей и даже внутри некоторых отдельных номеров (например, в «Gloria»).
Чем сосредоточеннее скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъем и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Так, например, в центре «Credo», состоящего из восьми номеров, есть несколько связанных с образом Иисуса: «Et incarnatus», «Crucifixus», «Et ressurexit». Каждый из названных номеров вполне закончен и может исполняться отдельно. Но подобно тому; как это бывает в некоторых инструментальных циклических произведениях - сонатах, симфониях, - идейный замысел, динамика художественно-поэтических образов объединяют все три номера линией внутреннего развития. В «Et incarnatus» говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира; в «Crucifixus» - о распятии и о смерти Иисуса; в «Et ressurexit» - о его воскрешении. Как всегда у Баха, страницы, посвященные Иисусу - страдающему человеку, самые проникновенные и эмоционально насыщенные.
Движение музыкальных образов ведет к сильнейшему нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь, чувство обреченности в Et incarnatus» углублены страшной картиной смерти, людского горя в «Crucifixus», Тем больше потрясает драматический эффект, который производит внезапный взрыв восторга, всеобъемлющей радости в «Et ressurexit».
В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни - скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения.
Си-минорная месса венчает творчество Баха. Именно си-минорная месса - произведение, в котором с предельной глубиной раскрылась подлинная природа баховского искусства, сложного, могучего и прекрасного.